Исповедь. Ч.2

Сегодня публикую ответы на вопросы читателей сайта на статью «Исповедь. 10 советов».

1. Вопрос: В храме можно исповедаться на любой утренней службе или только по графику церкви (при условии, что в храме службы, утренние и вечерние, проводятся ежедневно)?

Ответ: Исповедоваться можно на вечернем богослужении. Узнайте в церковном киоске, как это сделать. Например, можно спросить: «Скажите, где и когда можно сегодня исповедоваться?» Вам покажут место, где происходит это таинство и подскажут, когда выходит на исповедь священник.

На утреннем богослужении (т.е. на Литургии) церковный устав запрещает исповедовать. Литургия — это пик богослужения и священнику (особенно, если он служит один) практически нет времени выходить на исповедь. Однако, часто это указание устава нарушается и мы исповедуем на Литургии. Это исключение делается для исповеди больных людей, которые не могут посетить храм вечером, для маленьких детей или же для тех, кто приезжает из деревень на службу.

2. Вопрос: В какой момент утренней службы человек может подходить к священнику на исповедь, до 10.00, или где-то в середине службы? Т.е. в какое время мне необходимо уже присутствовать в храме?

Ответ: Присутствовать в храме необходимо до начала Литургии. Традиционно, священник выходит на исповедь после «Отче Наш»- это где-то через 50 мин. от начала службы.

isp-20-720

 

3. Вопрос по объему и продолжительности исповеди. Я в жизни ни разу не исповедовалась, а грехов накопилось много. Прочитав книгу Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» я пометила в блокноте, по каждой заповеди, все, что смогла вспомнить. Но даже просто перечисление этого займет намного больше времени, чем пару минут. Как быть? Может быть надо встретиться со священником в отдельное время, на приеме, или же первую исповедь будет более правильно провести именно во время утренней службы?

Ответ: Первую исповедь надо проводить только на вечерней службе. Очень хорошо, что Вы уже глубоко подготовились к этому шагу! На самом деле, когда человек исповедуется впервые, у него уходит много времени. На вечерней службе такая возможность есть. Спросите у священника:» Мне можно сейчас подойти на первую исповедь или попозже?» Он посоветует. Если в очереди на исповедь стоит много людей (обычно во время поста на исповеди бывает много людей), то желательно уточнить у батюшки этот момент.

4. Вопрос:  У Архимандрита Иоанна в книге разобраны как общеизвестные 10 заповедей, так и заповеди блаженства («Блаженны нищие духом… Блаженны плачущие… и.т.д). Надо ли исповедаться и по заповедям блаженства?

Ответ: Исповедуйте, те грехи, которые вспомнились. Можно взять за основу 10 заповедей.

isp-187-720

 

5. Вопрос по форме исповеди. Я подхожу к аналою, называю свое имя, и… сразу начинаю исповедь? Или мне необходимо дождаться каких-то действий или слов священника? Что мне надо сказать первое, после того, как я назвала свое имя? Т.е. какими словами начать исповедь и какими словами закончить? Т.е. по общей форме построения речи, что и как говорить?

Ответ: Подойдя к аналою, можно сказать примерно, следующее: «Исповедуется раба Божья (называете своё имя). Раскаиваюсь в грехах (перечисляете их)». В конце можно сказать: «Это всё». Ответить на вопросы священника, если такие будут.

6. Вопрос: Если мы пожелаем причаститься еще раз, через какое разумное время это можно сделать вновь? При подготовке к причастию, надо ли подходить к батюшке вечером на новую исповедь и разрешением причаститься, и что необходимо говорить на исповеди, если особо явно не нагрешил после последней исповеди (хотя я понимаю, что грешны все равно)?

Ответ: Обычно, миряне причащаются раз в месяц. Но если душа будет просить еще раз причаститься не через месяц, а раньше, то это тоже можно сделать. Монахи причащаются каждую неделю, священник причащается на каждой литургии, которую служит. Перед причастием надо прочесть хотя бы молитвы к причастию, если есть возможность и время, то оптимально было бы прочесть еще и каноны.

7. Вопрос: Прочитала, что после исповеди и прочтения священником разрешительной молитвы над человеком, прощаются все грехи, даже те, о которых человек забыл. Надо ли это понимать так, что если я вспомню еще грехи, о которых забыла при подготовке к первым двум исповедям (не утаила, а именно забыла) то уже нет необходимости их исповедовать, поскольку считается, что они и так уже сняты с человека? То есть, в последующих исповедях необходимо раскаяться только в новых грехах, совершенных после последней исповеди или же в старых грехах, о которых вспомнила тоже?

Ответ: В Православной церкви принято перед причастием читать молитвы и исповедаться. Если с последней исповеди не произошли грехи, то это скорее всего самообман. Т.к. практически каждый день мы согрешаем: где-то ругнемся, кого-то осудим или позавидуем, гнев, обида, уныние, злоба… Если подумать, то всегда найдем в душе, в чем исповедоваться. Если вспоминаются старые прегрешения, НЕ ИСПОВЕДАННЫЕ еще, то их обязательно надо называть: они не прощены до тех пор, пока человек не попросит прощения у Бога. Поэтому, во время молитвы священника над головой исповедника, тому прощаются названные грехи (если он чистосердечно в них кается!). С забытыми грехами вариант есть другой. В таинстве соборования священник просит у Господа простить эти прегрешения.

8. Вопрос: Когда я стояла в очереди на исповеди, почти все люди передо мной подходили к аналою, произносили буквально пару слов, потом сразу же батюшка произносил разрешительную молитву и человек уходил. Объясните пожалуйста суть этой короткой процедуры, почему так быстро? Это люди, которые готовились к утреннему причастию или это просто такая короткая исповедь?

Ответ: Исповеди бывают разные. Первые шаги сопровождаются длинными списками грехов, в которых человек кается. Если же он исповедуется уже не первый год, то у него появляются буквально 5-10 прегрешений, в которых он спешит раскаяться. Поэтому и такие короткие исповеди у некоторых. Они просто часто бывают на этом таинстве.

9. Вопрос: Скажите, надо ли после исповеди просить у батюшки благословения или достаточно сказать «спасибо»?

Ответ: После исповеди можно и не просить у священника благословения: просто поцеловать Крест и Евангелие и отойти. «Спасибо» говорить не принято, хотя и возможно,- здесь ошибки нет.

10. Вопрос: Если я исповедала какой-то грех, а потом, через какое-то время, вспомню какие-то подробности, или же ситуация, при которой я согрешила, раскроется мне с какой-то новой стороны, которую я ранее не заметила. Например, рассказав какой-то грех на исповеди, я раскаялась в грехе (одном из 10 заповедей), а потом вдруг осознала, что здесь, оказывается, был скрыт и другой грех, который не был мной озвучен на исповеди. Т.е. надо ли вновь исповедать эту ситуацию, только с другой точки зрения. И существует ли в практике церкви какой-то запрет на исповедание уже озвученных ранее грехов?

Ответ: Ситуацию на исповеди повторять не нужно. Если вспомнился другой грех, связанный с этими событиями, но не исповеданный, то его обязательно надо называть. Назвать просто грех- не важно, когда он произошел: если был грех, то надо его исповедовать. Однако, если грех исповедован, и он снова не произошел, то его называть не нужно. Но если, не один раз, исповеданный грех снова и снова совершается (допустим, грех осуждения), то его снова и снова надо исповедовать,- до тех пор пока он не будет побужден!

11. Вопрос: Есть ли в церковном календаре дни, в которые исповедь или причащение не производятся, чтобы случайно не придти не в тот день (слышала, что это может быть связано с церковными праздниками).

Ответ: Исповедь и причастие не производятся тогда, когда не служится Божественная Литургия. Причащаемся в храме преимущественно на Литургии. Однако, есть исключение. Причаститься человек может в храме в любой день по особой причине (например, он пришел в этот день из больницы или ему надо срочно уезжать куда-то, а там церкви нет). В этом случае священник причащает его запасными Дарами, которые должны быть в каждом храме на Престоле. Это исключительный случай и надо о таком причастии заранее договориться со священником.

Правда, бывают и дни, когда совершается утреннее богослужение, но нет причастия. Такая ситуация происходит во время Великого поста. По церковному уставу, в понедельник, вторник, четверг Литургия не совершается. В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров и тогда причастие будет, но только для взрослых или детей в возрасте после 4-5 лет. Грудные младенцы на этой службе не причащаются. Это связано с тем, что грудные младенцы не могут разжевать и проглотить частичку Даров. Поэтому, мы причащаем их жидкой частью Даров на полной Литургии в субботу или в воскресенье.

Поинтересуйтесь в церкви,- будет ли в намеченный день для причастия, Литургия. Однозначно, в каждое воскресенье  по церковному уставу, служится полная Божественная Литургия, на которой все могут причащаться. Это при условии, что по воскресным дням в данном храме служится именно Литургия, а не Акафист или Обедница. Допустим, в деревенских храмах часто такая периодичность служб нарушается и в расписании служб это отражено.

12. Вопрос: В храме можно исповедаться на любой утренней службе или только по графику церкви (при условии, что в храме службы, утренние и вечерние, проводятся ежедневно)?

Ответ:Исповедоваться можно на вечернем богослужении. Узнайте в церковном киоске, как это сделать. Например, можно спросить: «Скажите, где и когда можно сегодня исповедоваться?» Вам покажут место, где происходит это таинство и подскажут, когда выходит на исповедь священник.

На утреннем богослужении (т.е. на Литургии) церковный устав запрещает исповедовать. Литургия — это пик богослужения и священнику (особенно, если он служит один) практически нет времени выходить на исповедь. Однако, часто это указание устава нарушается и мы исповедуем на Литургии. Это исключение делается для исповеди больных людей, которые не могут посетить храм вечером, для маленьких детей или же для тех, кто приезжает из деревень на службу.

13. Вопрос: В какой момент утренней службы человек может подходить к священнику на исповедь, до 10.00, или где-то в середине службы? Т.е. в какое время мне необходимо уже присутствовать в храме?

Ответ: Присутствовать в храме необходимо до начала Литургии. Традиционно, священник выходит на исповедь после «Отче Наш»- это где-то через 50 мин. от начала службы.

14. Вопрос по объему и продолжительности исповеди. Я в жизни ни разу не исповедовалась, а грехов накопилось много. Прочитав книгу Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди» я пометила в блокноте, по каждой заповеди, все, что смогла вспомнить. Но даже просто перечисление этого займет намного больше времени, чем пару минут. Как быть? Может быть надо встретиться со священником в отдельное время, на приеме, или же первую исповедь будет более правильно провести именно во время утренней службы?

Ответ:Первую исповедь надо проводить только на вечерней службе. Очень хорошо, что Вы уже глубоко подготовились к этому шагу! На самом деле, когда человек исповедуется впервые, у него уходит много времени. На вечерней службе такая возможность есть. Спросите у священника:» Мне можно сейчас подойти на первую исповедь или попозже?» Он посоветует. Если в очереди на исповедь стоит много людей (обычно во время поста на исповеди бывает много людей), то желательно уточнить у батюшки этот момент.

15. Вопрос:  У Архимандрита Иоанна в книге разобраны как общеизвестные 10 заповедей, так и заповеди блаженства («Блаженны нищие духом… Блаженны плачущие… и.т.д). Надо ли исповедаться и по заповедям блаженства?

Ответ:Исповедуйте, те грехи, которые вспомнились. Можно взять за основу 10 заповедей.

16. Вопрос по форме исповеди. Я подхожу к аналою, называю свое имя, и… сразу начинаю исповедь? Или мне необходимо дождаться каких-то действий или слов священника? Что мне надо сказать первое, после того, как я назвала свое имя? Т.е. какими словами начать исповедь и какими словами закончить? Т.е. по общей форме построения речи, что и как говорить?

Ответ:Подойдя к аналою, можно сказать примерно, следующее: «Исповедуется раба Божья (называете своё имя). Раскаиваюсь в грехах (перечисляете их)». В конце можно сказать: «Это всё». Ответить на вопросы священника, если такие будут.

17. Вопрос: Если мы пожелаем причаститься еще раз, через какое разумное время это можно сделать вновь? При подготовке к причастию, надо ли подходить к батюшке вечером на новую исповедь и разрешением причаститься, и что необходимо говорить на исповеди, если особо явно не нагрешил после последней исповеди (хотя я понимаю, что грешны все равно)?

Ответ: Обычно, миряне причащаются раз в месяц. Но если душа будет просить еще раз причаститься не через месяц, а раньше, то это тоже можно сделать. Монахи причащаются каждую неделю, священник причащается на каждой литургии, которую служит. Перед причастием надо прочесть хотя бы молитвы к причастию, если есть возможность и время, то оптимально было бы прочесть еще и каноны.

18. Вопрос: Прочитала, что после исповеди и прочтения священником разрешительной молитвы над человеком, прощаются все грехи, даже те, о которых человек забыл. Надо ли это понимать так, что если я вспомню еще грехи, о которых забыла при подготовке к первым двум исповедям (не утаила, а именно забыла) то уже нет необходимости их исповедовать, поскольку считается, что они и так уже сняты с человека? То есть, в последующих исповедях необходимо раскаяться только в новых грехах, совершенных после последней исповеди или же в старых грехах, о которых вспомнила тоже?

Ответ:В Православной церкви принято перед причастием читать молитвы и исповедаться. Если с последней исповеди не произошли грехи, то это скорее всего самообман. Т.к. практически каждый день мы согрешаем: где-то ругнемся, кого-то осудим или позавидуем, гнев, обида, уныние, злоба… Если подумать, то всегда найдем в душе, в чем исповедоваться. Если вспоминаются старые прегрешения, НЕ ИСПОВЕДАННЫЕ еще, то их обязательно надо называть: они не прощены до тех пор, пока человек не попросит прощения у Бога. Поэтому, во время молитвы священника над головой исповедника, тому прощаются названные грехи (если он чистосердечно в них кается!). С забытыми грехами вариант есть другой. В таинстве соборования священник просит у Господа простить эти прегрешения.

isp-22-720

19. Вопрос: Когда я стояла в очереди на исповеди, почти все люди передо мной подходили к аналою, произносили буквально пару слов, потом сразу же батюшка произносил разрешительную молитву и человек уходил. Объясните пожалуйста суть этой короткой процедуры, почему так быстро? Это люди, которые готовились к утреннему причастию или это просто такая короткая исповедь?

Ответ:Исповеди бывают разные. Первые шаги сопровождаются длинными списками грехов, в которых человек кается. Если же он исповедуется уже не первый год, то у него появляются буквально 5-10 прегрешений, в которых он спешит раскаяться. Поэтому и такие короткие исповеди у некоторых. Они просто часто бывают на этом таинстве.

20. Вопрос: Скажите, надо ли после исповеди просить у батюшки благословения или достаточно сказать «спасибо»?

Ответ:После исповеди можно и не просить у священника благословения: просто поцеловать Крест и Евангелие и отойти. «Спасибо» говорить не принято, хотя и возможно,- здесь ошибки нет.

21. Вопрос: Если я исповедала какой-то грех, а потом, через какое-то время, вспомню какие-то подробности, или же ситуация, при которой я согрешила, раскроется мне с какой-то новой стороны, которую я ранее не заметила. Например, рассказав какой-то грех на исповеди, я раскаялась в грехе (одном из 10 заповедей), а потом вдруг осознала, что здесь, оказывается, был скрыт и другой грех, который не был мной озвучен на исповеди. Т.е. надо ли вновь исповедать эту ситуацию, только с другой точки зрения. И существует ли в практике церкви какой-то запрет на исповедание уже озвученных ранее грехов?
Ответ: Ситуацию на исповеди повторять не нужно. Если вспомнился другой грех, связанный с этими событиями, но не исповеданный, то его обязательно надо называть. Назвать просто грех- не важно, когда он произошел: если был грех, то надо его исповедовать. Однако, если грех исповедован, и он снова не произошел, то его называть не нужно. Но если, не один раз, исповеданный грех снова и снова совершается (допустим, грех осуждения), то его снова и снова надо исповедовать,- до тех пор пока он не будет побужден!

22. Вопрос:Есть ли в церковном календаре дни, в которые исповедь или причащение не производятся, чтобы случайно не придти не в тот день (слышала, что это может быть связано с церковными праздниками).

Ответ:Исповедь и причастие не производятся тогда, когда не служится Божественная Литургия. Причащаемся в храме преимущественно на Литургии. Однако, есть исключение. Причаститься человек может в храме в любой день по особой причине (например, он пришел в этот день из больницы или ему надо срочно уезжать куда-то, а там церкви нет). В этом случае священник причащает его запасными Дарами, которые должны быть в каждом храме на Престоле. Это исключительный случай и надо о таком причастии заранее договориться со священником.

Правда, бывают и дни, когда совершается утреннее богослужение, но нет причастия. Такая ситуация происходит во время Великого поста. По церковному уставу, в понедельник, вторник, четверг Литургия не совершается. В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров и тогда причастие будет, но только для взрослых или детей в возрасте после 4-5 лет. Грудные младенцы на этой службе не причащаются. Это связано с тем, что грудные младенцы не могут разжевать и проглотить частичку Даров. Поэтому, мы причащаем их жидкой частью Даров на полной Литургии в субботу или в воскресенье.

Поинтересуйтесь в церкви,- будет ли в намеченный день для причастия, Литургия. Однозначно, в каждое воскресенье  по церковному уставу, служится полная Божественная Литургия, на которой все могут причащаться. Это при условии, что по воскресным дням в данном храме служится именно Литургия, а не Акафист или Обедница. Допустим, в деревенских храмах часто такая периодичность служб нарушается и в расписании служб это отражено.

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Любовь:

    Спасибо за очень ценные и доступные ответы. Вы мне очень помогли.

© 2017 Бобруйский священник // Дизайн: bolotov.by